О самостоятельном бронировании туров

В свете недавнего банкротства (ладно-ладно, юридически это пока не банкротство, а «приостановка деятельности») туроператора «Капитал-тур» вся туристическая общественность всколыхнулась на тему «надо ли пользоваться услугами турфирм или следует бронировать все услуги самостоятельно«. По радио идут тематические передачи, на интернет-форумах адепты самостоятельной организации путешествий вербуют в свои ряды новых сторонников, Общественная палата и Госдума пытаются выработать стратегии защиты туристов, в профессиональных кругах царит смятение.

И мне тоже хотелось бы немного высказаться по этому поводу.

Работая в турбизнесе в течение нескольких лет, я выяснила, что лично для себя люблю выстраивать путешествие самостоятельно: подбирать билеты, гостиницы, собирать необходимые документы и идти в консульство или визовый центр за визой, если она нужна. Этому есть две причины. Во-первых, мне просто нравится процесс и не жалко потратить на него какое-то время, это как бы хобби. А во-вторых, моя старшая дочь не может есть все подряд, следовательно нам в отпуске нужна кухня, а предложений апартаментов в пакетных турах российских туроператоров не так много, и обычно расположены они не в тех местах, куда нам хочется поехать. Ну и, в конце концов, я это умею и люблю делать. Кстати, по совокупности расходов «самодельный» тур у меня получается обычно дороже, чем примерно то же у туроператора. Зато даты — те, которые мне нужны, а не те, на которые летит чартер, отель — там, где мне хочется, а не там, где выкупил места туроператор. Правда и претензии, в случае чего, придется предъявлять только себе.

Зная ситуацию с обеих сторон, хочется как-то сориентировать тех людей, которые, наслушавшись рассказов о том, как злые турфирмы их обдирают и обманывают, побегут в интернет, чтобы бронировать туры без участия турфирм.
Как мне кажется, сейчас в российском информационном поле бродят несколько мифов о самостоятельном бронировании туров.

Миф первый: бронируя себе отдельно авиаперелет, страховки, отели и переезды по программе, туристы страхуют себя от возможных банкротств посреднических фирм (турагентов и туроператоров).

Давайте разберемся, как движутся деньги туриста, оплатившего тур в турагентстве. Турагент — посредник между туристом и туроператором. В общем случае комиссию турагенту платит туроператор (дает скидку от стоимости тура или выплачивает проценты после оплаты или окончания тура). Туроператор — посредник между туристом и отелем, туристом и авиакомпанией, туристом и страховой компанией и т.д.  У турагента обычно очень жесткие условия по оплате туров туроператору, все происходит в течение трех дней от момента подтверждения тура. Это означает, что при внезапном банкротстве добросовестного турагента с большой вероятностью окажется, что деньги туриста туроператору оплачены, и он не пострадал. Другой вопрос, если турагент — мошенник и не оплачивает деньги туроператору. Застраховаться от попадания к мошенникам сложно, именно поэтому имеет смысл приобретать туры в турфирмах, которые рекомендуют знакомые. Это дает хоть какую-то гарантию.  Хотя, конечно, не абсолютную. А вот у туроператора, особенно у крупного, финансовые средства обычно движутся более сложным образом. Деньги за авиаперевозку могут оплачиваться как сразу, при бронировании билетов «под запрос», так и понедельно, подекадно, помесячно, поквартально и т.д., в зависимости от конкретных договоров. Деньги за проживание могут переводиться как в отели напрямую, так и третьей стороне (принимающей фирме, например). Здесь участвуют депозиты, кредиты, рассрочка платежей и т.д. Схем много, и смысл  том, что при нормальной работе всей цепочки турист может уже давно вернуться из тура, а оплата за его проживание только поступает в гостиницу. В этом нет ничего страшного, просто участники процесса так договорились. Со страховыми компаниями договоры тоже бывают разные. Теоретически, если страховой полис попал к клиенту в руки, он должен быть уже оплачен. На практике оплата может происходить помесячно или каким-то иным способом.
Таким образом, казалось бы, бронируя тур самостоятельно, мы избавляемся от проблем, связанных с внезапным банкротством посредников.
Значит ли это, что все услуги будут предоставлены? Нет конечно. И авиакомпании разоряются, и отели и, страшно подумать, даже страховые компании объявляют себя несостоятельными. А, кроме того, бывают ситуации «форс-мажора» (именно в кавычках, так как юридически под форс-мажорные обстоятельства событие может и не подпадать):  забастовки, отмены рейсов, прорывы канализации в отелях и т.д. Если тур Вам сделал турагент, то он будет прикладывать все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию: перенести билеты, перебронировать отель, проконсультировать Вас о том, как лучше себя вести, какие штампики на билеты и ваучеры поставить… А если Вы все сделали сами, то и решать проблемы будете самостоятельно.
Помню, пару лет назад в разгар сезона в Турции хозяин одной гостиницы покончил с собой, запутавшись в долгах. Отель был объявлен банкротом и перестал принимать клиентов. Туристов, прилетевших по туроператорским путевкам, переселили в другие гостиницы. А что случилось с самостоятельными, никто не знает. Вряд ли их было много, Турция все-таки.  Но банкротства отелей не только в Турции бывают.
Информация к размышлению: Надо помнить что за всеми онлайн-сервисами по бронированию всего, чего угодно, стоят юридические лица. Это может быть авиакомпания или непосредственно отель, а может быть и посредник (хорошо, если один, а не цепочка). Посредник может быть зарегистрирован где угодно, хоть в Вануату, и решать возникающие проблемы придется по законам этого государства (так мне кажется, во всяком случае, поправьте, если ошибаюсь). Так что, если хотите полной свободы от посредников, пользуйтесь только официальными сайтами авиакомпаний и гостиниц.

Миф второй: бронировать тур самостоятельно через интернет дешево.

Иногда дешево, а иногда дорого. Все зависит от исходных данных.
Если Вы летите в Ганновер на 3 дня, чтобы посетить рождественские распродажи, причем дешевый билет приобретен Вами по акции какой-нибудь авиакомпании (или это бесплатный билет на бонусные мили), то самостоятельное бронирование будет однозначно дешевле. Конечно, у Вас уже должна быть виза или Вы должны чувствовать себя в силах самостоятельно собрать документы и посетить консульство.
А если Вы решили обойтись без туроператора, организовав себе тур на каком-нибудь массовом пляжном направление (Турция, Египет, пляжная Европа…), дешево может не получиться. Билет на регулярный рейс может оказаться дороже, чем на чартер. Хотя варианты с пересадками и использованием низкобюджетных авиакомпаний бывают и дешевле. А если Вы хотите купить билет на чартер, чтобы долететь дешево и напрямую, то в любом случае придется делать это в турагентстве. Авиакомпании билеты на свои чартерные рейсы почти никогда не продают. А турагент, естественно, продаст чартерный билет с наценкой, т.е. дороже, чем он стоит в составе тура. Потому что чартерные билеты нужны как раз для того, чтобы туроператор и турагент могли заработать, продав под эти билеты вместе с проживанием. А если они продают только билеты, то на проживании ничего не зарабатывают. Надо же как-то компенсировать недополученную прибыль. Кроме этого, гостиница в составе пакетного тура часто стоит дешевле, чем в свободной продаже, так как туроператоры заранее подписывают контракты с отелями на покупку у последних определенного количества номеров по низкой стоимости. Страховку я здесь не рассматриваю, хотя она в составе тура стоит дешевле, чем отдельно. Но это как раз тот «кусок» турпродукта, который рекомендуется покупать отдельно, в той страховой компании, которой Вы доверяете и условия которой Вам подходят.
В общем, смысл в следующем. Если цена — главное условие, то к туроператору (читай «к грамотному добросовестному турагенту») целесообразно обращаться в следующих случаях:
1.  Вы хотите поехать в Турцию или Египет (на пляж), причем Вас устраивает стандартный пакетный тур (авиаперелет+отель 3*-5* +трансфер+страховка). Регулярный авиаперелет тоже будет дешевле, чем в свободной продаже (если у туроператора есть блоки мест на регулярных рейсах).  Длительность тура (ну, до 3-х недель) тут не имеет особого значения.
2. Вы хотите поехать в любое другое пляжное место за границей, причем Вас устраивает стандартный пакетный тур на популярные курорты, а длительность Вашего тура укладывается в расписание чартеров (обычно неделя или две, часто возможно 10-11 ночей).
Как только Вы захотите куда-то в «особенное», не раскрученное место, цена туроператора для примерно тех же исходных параметров (авиаперелет, класс отеля) может значительно возрасти. Это произойдет из-за того, что отель для Вас могут запрашивать отдельно, вне рамок контракта, ну и, если группового трансфера в нужное Вам место не существует, придется заказывать индивидуальный или такси. Впрочем, тут имеет смысл посчитать тур разными способами: как напрямую, так и посредством запроса в турфирму.
3. Вы хотите поехать в групповой экскурсионный тур за границу.  Я говорю здесь об обычных туристах, рассчитывающих на стандартно-комфортные условия. То есть предполагаются переезды на хорошем автобусе, проживание в отелях средней руки в центре города, сопровождение гидом. Если весь тот же самый набор услуг посчитать для индивидуальных туристов, всегда выйдет дороже. Во-первых отели в таких турах бронируются туроператором по льготным групповым тарифам, во-вторых, понятно, что даже очень дешевая машина напрокат на том же маршруте обойдется дороже, чем место в автобусе на 20-40 человек. Также понятно, что гид для группы обойдется дешевле, чем для маленькой компании из 2-4 человек. Кроме этого, в некоторых музеях (далеко не везде) вход для группы будет стоить дешевле, но это уже мелочи. Другой вопрос, если Вы хотите отдельного внимания гида, переездов на хорошей машине, посещения мест, которые не входят в стандартные программы и т.д. и т.п.  Тут однозначно дешевле бронировать самим. Хотя надежнее — все-таки через хорошего нишевого туроператора.
4. Горнолыжные туры на популярные курорты в зимний сезон. На популярных курортах туроператоры заранее выкупают места в отелях, так что самостоятельно будет или дороже или просто никак. Но, если рассматривать поездку до начала горнолыжного сезона или после его окончания (чтобы просто гулять, например), можно попробовать посчитать самостоятельно. Может получиться выгоднее, чем все то же через турфирму.
5. «Горящие» туры. Я не любитель. Сама не езжу и туристам почти никогда не советую. Но цены иногда очень соблазнительны. Однако, не только в туризме, а и в других отраслях чаще всего хорошее быстро раскупают. А что остается, то бывает «с душком». Исключения, впрочем есть. Так что смотрите по обстоятельствам.

Миф третий: бронировать тур самостоятельно — легко.

На самом деле — да, легко. Если есть готовый маршрут, Вы точно знаете чего хотите, бронирование в интернете не займет много времени. Немножко сложнее, если нужные Вам отели вдруг не будут подтверждаться, и их нужно будет на что-то менять. Кроме этого, нужно учесть, что где-то нужно платить сразу (по карте), где-то у Вас заблокируют депозит, а на месте нужно заплатить наличными, а кто-то заранее денег не возьмет, но данные карты запомнит (ничего плохого: это чтобы взять небольшой  штраф в случае Вашего незаезда). Если Вам нужна виза, то Вы должны заранее узнать, что именно будет являться подтверждением Вашего намерения проживать в отеле: распечатка брони из электронной почты или факс с подписью и печатью, свидетельствующий об оплате. Соответственно, Вы должны быть готовы связаться с отелем напрямую и попросить нужный Вам документ.  В случае изменения Ваших планов нужно не забыть все аккуратно аннулировать, иначе отель или система бронирования возьмет с Вас штраф.
Бронирование авиабилетов — тоже процедура не слишком сложная. Нужно только аккуратно прочитать все правила авиакомпании и условия выбранного тарифа. Очень аккуратно. Невнимательность может дорого стоить, а претензии предъявлять в этом случае останется только себе.
А если с маршрутом нет полной ясности, то придется потратить время на его составление. При помощи интернета это легко. Но может быть  долго.
В общем, все легко, когда есть опыт. А в первый раз возникает много вопросов и нужно быть внимательным, чтобы не ошибиться где-нибудь.

Миф четвертый: при самостоятельном бронировании удобно оплачивать проживание при заселении.

Удобно-то удобно, но не удивляйтесь, если Вам не будет предоставлен подтвержденный номер, а то, что предложат взамен, будет хуже/дороже/дальше от моря и т.д. В конце концов, пока Вы не заплатили деньги, Вам никто ничего не должен. Надежнее себя чувствуешь, если заранее оплатил номер непосредственно переводом денег в гостиницу. Но это не всегда возможно и не всегда выгодно. Зато некоторые шенгенские посольства предоставляют визы под неоплаченную бронь. Многие этим пользуются. Так что все зависит от обстоятельств.

Итоги

Я ни к чему не хочу склонять потенциальных туристов. Мир — большой, и в нем есть место любым стратегиям. Это как с одеждой: одним нравится кофточки вязать на спицах, другие покупают одежду в больших магазинах, третьи ходят в авторские бутики, а четвертые заказывают вещи в маленьком ателье в соседнем доме. В туризме — то же самое. Способ, которым Вы организуете свою поездку прямым образом повлияет на ее качество. Не в смысле плохое качество/хорошее, а в том смысле, что продукт на выходе получается разный. Поездка в пляжный отель с групповым трансфером и возможностью заказа на месте пары стандартных экскурсий — нечто иное, чем отдых в уединенном домике на горе в 3 км от моря, в тишине и покое, с редкими выездами на пляж на арендованных велосипедах. Также и турпоездка с элементами ВИП-туризма, как-то: индивидуальная встреча-проводы, персональное внимание гида, экскурсии на дорогом авто,  номер с занавесками определенного цвета в гостинице, очень отличается от спланированного заранее тура с переездами на простом автомобиле (арендованном или с водителем) по достопримечательным городам какой-нибудь восточной страны.

Comments are closed.