Про туроператоров

Пока туристы на разных сайтах, подобно заклинанию, повторяют слова «Турфирмы на нас наживаются«, один из российских туроператоров («Мегаполюс Турс») наконец во всеуслышанье заявил, что отказывается в текущем сезоне заниматься пакетными чартерными турами в связи с низкой рентабельностью. Туроператор будет продавать билеты на регулярные рейсы, а также ночи в гостиницах в индивидуальном режиме. В основном, как я понимаю, через онлайновую систему бронирования.

Можно долго спорить, начало ли это конца данного конкретного туроператора или просто перевод его деятельности в несколько иную плоскость. Дело не в этом. Я рада, что наконец-то получила ответ на свой вопрос, который мучает меня уже несколько лет: разве выгодно (в России) заниматься туроператорским бизнесом в том его виде, который наиболее распространен у нас. Разве выгодно фрахтовать чартеры, а потом гонять их полупустыми? Разве выгодно выкупать заранее места в отелях, а потом заселять туда тех, кто хотя бы билет оплатил, и на том спасибо? Разве выгодно постоянно пересчитывать цены и рекламировать аршинными буквами «горящие» туры? Да, бывают периоды высокого сезона: Новый Год, майские праздники, июль-август, когда цены на туры взлетают до небес. Но ведь они потому и взлетают, что операторы пытаются наверстать упущенную за период низкого сезона прибыль. При этом все заборы увешаны объявлениями типа «Туры в Гонолулу — всего за 3 рубля!», «На Коморские острова сегодня — всего за 3 копейки!» Конечно, туристы, которые хотят поехать куда-нибудь в высокий сезон, начинают думать, что турфирмы на них наживаются. Они ведь привыкли к ценам, написанным на заборах. Подрывается доверие туристов к турфирмам. Идет массовый отток клиентов «в интернет». Людям нравится думать, что они сами себе все забронировали. И пусть даже дороже, зато «эти алчные турфирмы» остались ни с чем. (Кстати, люди, вы в курсе, что за каждой системой бронирования отелей скрывается по сути турфирма?)

И вот наконец-то нашелся туроператор, который честно сказал: не хочу я больше заниматься тем, что не приносит прибыли. Чего ради? Бронируйте сами — у меня на сайте. Пусть объем станет меньше, зато и потерь у туроператора почти не будет. И неизвестно еще, не станет ли он по результатам такой деятельности зарабатывать больше, чем раньше.

Могу рассказать про известное мне досконально чартерное направление — Агадир (Марокко). Я уже несколько лет наблюдаю, как все новые и новые игроки приходят на этот рынок со своими амбициознами программами, а потом, через пару сезонов, уходят, потому что пришли еще более амбициозные и «выдавили» их. Я вижу, как постепенно сдает свои позиции один из открывателей этого рынка. При этом он продолжает давать жизнерадостную рекламу о том, как все хорошо (а что ему остается?). Но я-то знаю, что в прошлом сезоне он вынужден был свернуть собственную чартерную программу и пересесть на рейс более сильного конкурента. А в этом сезоне он изначально взял на рейсе не очень много мест. Цены на туры при этом у него гораздо выше, чем у консолидатора рейса — крупной компании, поднявшейся на Турции. А если выставит такие же цены — тогда и смысла нет в этой деятельности. Но в наступившем сезоне еще одна крупная и амбициозная компания заявила на направлении свой самолет. Да еще 3 раза в неделю в июле-августе. Значит будет ценовая война. А еще в Касабланку из Москвы напрямую полетел рейс марокканской авиакомпании, а значит все, кого больше интересует экскурсионная сторона поездки, полетят на нем. Стоимость билета не намного выше, чем на чартере.

Мне еще пять лет назад было непонятно: как кто-то ухитряется зарабатывать хоть что-то на блочных местах в Агадир. Видимо не очень-то умудрялись, но бросить жалко, вот и продолжали «надувать щеки». Проблема с Агадиром вот в чем: июль-август — самый неудачный период для пляжного отдыха. В это время часты туманы (дымка), которые образуются из-за того, что горячий воздух из Сахары сталкивается с холодным воздухом Атлантического океана. Океан довольно прохладный. Отели переполнены: август — период отпусков во всех странах, и у самих марокканцев тоже. Экскурсионную программу под этот рейс тоже неудобно делать: летом в тех местах, которые интересно посещать с экскурсионными целями, бывает очень-очень жарко. То есть идеально было бы, если бы рейс летал в мае, а потом в сентябре-ноябре. Но это невозможно — короткая чартерная цепочка нерентабельна.

Я подозреваю, что некоторое время назад аналогичная проблема была с Канарскими островами: климат похож. Но ее решили посредством кропотливого продвижения островов как места круглогодичного отдыха. Теперь чартер на Тенерифе летает круглый год и заполняется более-менее равномерно. С Агадиром пока так не получается.

Собственно, о чем это я? Видимо о том, что не стоит строить хорошую мину при плохой игре. И еще о том, что не нужно рекламировать дешевые туры. Нужно менять стратегию продвижения турпродукта. Нужно терпеливо объяснять, где бывает дешевый сыр. Нужно помогать корректировать сроки поездок так, чтобы клиенту было выгоднее. Тур, начинающийся 15 августа, стоит дорого? Смотрите, а с 15 июня он был гораздо дешевле. А 15 сентября тоже будет дешевле. Не в этом году, так в следующем, турист задумается об отпуске в менее горячее время.

А если туристы хотят бронировать сами? Прекрасно! Давайте дадим им такую возможность с помощью систем бронирования. Только системы бронирования должны быть настоящими (не типа «пришлем вам ответ послезавтра») и удобными для использования даже неподготовленным клиентом.

Comments are closed.