Снова скандалы:

История первая: турагентство 8 Скакунов

Вчера стало известно о том, что куда-то подевалось руководство известного туристического агентства «8 Скакунов». А, к сожалению, специфика российского турбизнеса такова, что, как только выбывает человек, который держит в руках все ниточки, деятельность турфирмы оказывается парализованной. Ну, казалось бы, пропал директор и пропал, какое это имеет отношение к забронированным турам? Может он без сознания в больнице или еще что… Бухгалтерия должна работать, проплаты операторам идти. Ан нет. Поскольку деятельность большинства агентств нельзя назвать даже «серой» (а «в белую» вы попробуйте поработайте в России…), сплошь и рядом оказывается так, что директор — это «кошелек фирмы»: он аккумулирует у себя все денежные средства, он раздает зарплаты в конвертах и оплачивает аренду, он договаривается о скидках и т.п. Я не утверждаю, что в «8 Скакунах» все было именно так, но факт остается фактом: в отсутствие руководства телефоны фирмы заблокированы, аренда не оплачена, средства за туры еще не уехавших туристов не попали к туроператорам.
И можно долго обсуждать, надо ли вводить входной порог в турагентский бизнес, возвращать лицензирование или заставлять туроператоров нести ответственность  за работу турагентств. Легче от этого не станет. Компания «8 Скакунов» не была новичком, в те времена, когда еще не было отменено лицензирование, она, естественно, располагала лицензией. И нет никаких сомнений, что деньги на вхождение в бизнес у нее бы нашлись. И не могу я представить себе туроператора, который со спокойной душой не поручился бы за эту компанию.
Те мелкие фирмешки, которые не нашли бы средств или возможности лицензироваться — они и так долго не живут и уходят обычно без скандала, просто за отсутствием туристов.
Проблема — в устройстве туристической отрасли вообще. Что-то у нас неправильно. Точнее, все неправильно. И пока все происходит именно так, у туристов только 2 выхода: учиться делать туры самостоятельно или найти проверенных людей, которые сделают это за них. В первом случае существует опасность лично нарваться на недобросовестных поставщиков туруслуг. Авиакомпании внезапно разоряются, и мы наблюдали такие примеры в России буквально этим летом. Даже проверенные системы онлайн-бронирования порой дают сбои. Вам не приходилось еще глубокой ночью при попытке заселения в гостиницу узнавать, что ваша бронь отсутствует? А еще бывают и непроверенные системы бронирования, и системы, за которыми скрываются те же туроператоры, которые так же могут вдруг обанкротиться… Если же бронировать туры через проверенные агентства, через агентов, которым давно доверяешь, то тоже ведь… Везде люди, а люди ошибаются.

Что делать туристу?

Держать ухо востро и не гоняться за дешивизной. Если Вы не можете сами постоянно отслеживать информацию о положении дел на туристическом рынке, доверьтесь профессионалам. Но проверяйте их! Вам должно быть известно название туроператора, через которого забронирован Ваш тур. Вы должны знать, какая авиакомпания осуществляет перелет. Напишите за несколько дней до поездки письмо в гостиницу с какой-нибудь пустяковой просьбой: например, дать Вам номер для некурящих или, наоборот, для курящих. Если гостиница ответит, что знать не знает о Вашей брони, это еще не значит, что брони нет, но это повод задать вопрос агенту и прояснить ситуацию. Хороший профессионал не обидится на то, что Вы контактируете с гостиницей за его спиной. А очень хороший профессионал сам проверит гостиницу. Да, и не гоняйтесь за скидками. Профессиональный турагент, который ценит свой труд, не станет давать Вам скидок. Вместо этого он будет хорошо работать.

История вторая: туроператор Альфа-Вояж

Вчера же туроператор «Альфа Вояж» разослал письмо о том, что он больше не может исполнять свои обязательства и предлагает обращаться в его страховую.
Здесь нужно понимать, что оператор Альфа Вояж — и не оператор по сути никакой. Это крупный перекупщик, который, благодаря эксклюзивным контрактам с другими операторами, ухитрялся давать агентствам комиссию на 1-2-3% больше, чем сами операторы. Себе, полагаю, они оставляли в лучшем случае 2-3% и жили за счет большого оборота.
Так вот, грамотный турагент, турагент, который не первый год работает на рынке, обычно не покупает туры у перекупщиков. Ибо, понятно, что при такой схеме туроператор на самом деле не является туроператором, а выступает в роли агента. Следовательно, и у страховой компании нет оснований возмещать туристам стоимость туров.  Посмотрим, как в данном случае все пройдет. Мне кажется, с деньгами придется попрощаться. Хорошо, если я ошибаюсь.

Что делать турагенту?

Никогда не покупать туры у перекупщиков.
Всегда анализировать стоимость туров и не продавать туристам тур, который стоит намного дешевле, чем у конкурирующих туроператоров.
Стараться честно зарабатывать дополнительные скидки и бонусы, работая с «настоящими» туроператорами.
И наконец, держать ухо востро.

Comments are closed.