Ланта тур вояж...

Ну вот. Еще один оператор. Кто-нибудь именно от Ланты ожидал внезапного банкротства? Я — нет. Хотя не работала с ними уже давно. Но это просто потому что ездить на Крылатские Холмы уж больно далеко было. А так — компания, как компания. Туроператор, как туроператор. В чем-то они мне казались даже и более надежными, чем многие другие.
А теперь выясняется, что Мастер-банк не дал Ланте очередной кредит, а все остальные деньги кончились, в результате компания вынуждена свернуть деятельность в надежде на то, что фингарантий хватит на всех пострадавших.

И снова началось.
Туристы кричат: «Не будем больше ничего бронировать в турфирмах! Они все мошенники! Мы будем сами бронировать! Мы вот сейчас как билеты купим, да как гостиницу в интернете себе найдем, и все это гораздо дешевле! Да мы и за визой сами сходим, подумаешь…»
Турагентства вопиют: «Что нам, бедным, теперь делать? Кому из туроператоров можно доверять? Все ведь берут кредиты, все живут на оборотных средствах… И туристы нам теперь не верят! А мы что? Мы — честные. Нам денег сдали. Мы перевели туроператору. А теперь мы — крайние! Сил больше нет терпеть! Уйдем в управдомы!»
Туроператоры затаились и делают вид, что это все не про них. Они, мол, работу работают. У них, вон, ранние бронирования начались. Некогда им.
Ростуризм бушует: «Да мы сейчас как составим черный список тайских отелей! Да мы как все его опубликуем! Чтоб неповадно было наших туристов обижать!»
Авиакомпании Трансаэро и Аэрофлот выступили достойно: «Нам, говорят, конечно, денег уже не видать, но не оставлять же туристов за границей. Так и быть, вернем всех, кого Ланта успела отправить. (Иначе все равно государство заставит всех вернуть, так чего выпендриваться)»
Следственный комитет проводит проверку «многочисленных нарушений…», вроде, даже, уголовное дело на руководство Ланты грозят завести…
Ну, пошумят все вот так неделю или даже две. Напишут обманутые туристы заявления в Ингосстрах (эта страховая компания является финансовым гарантом туроператорской деятельности Ланта тур вояжа). Те из них, кто сумеет предоставить все документы, получат свои деньги. Денег, судя по всему, должно хватить. Те, кто не сумеет собрать документы — не получат. Кому-то из этих людей деньги вернут их агентства, не желающие обнародовать в судах свои черные схемы оплаты. Кому-то ничего не вернут.  И все утихнет до нового громкого случая.

А делать-то надо что?
Законодательство, вообще-то, менять надо — вот что!
Почему, спрашивается, нельзя застраховать в страховой компании любой тур на случай его отмены по разным поводам? И по поводу банкротства туроператора в частности. И почему у нас такой Закон о защите прав потребителей, что турфирма туристу должна все, а он ей — ничего? И почему турагентство по закону не имеет права купить билет в одном месте, а отель забронировать — в другом? Почему при этом оно должно объявить себя туроператором и оплатить довольно увесистую фингарантию?
Знаете, почему?
Потому что активными лоббистами закона о фингарантиях были господа Бельтюковы — те самые владельцы обанкротившегося туроператора «Капитал-тур». Им самим прогарантировала их туроператорскую деятельность страховая компания «Инногарант», аффилированность которой с вышеуказанными господами не доказана, но которая довольно быстро после скандала с «Капиталом» сама обанкротилась и денег, конечно, никому не выплатила и не собирается.
А еще потому, что туризмом у нас в стране занимается Министерство спорта, туризма и молодежной политики. А фамилию министра знаете? Вот-вот. Это тот самый человек, к которому есть боольшие претензии у любителей спорта. Не до туризма ему… Низкорентабельный рынок.
А еще потому что входной порог на туристический рынок отсутствует. Любой может открыть турагентство. И тот, кто ответственен и разбирается в реалиях, и тот, кто ничего не понимает и не способен оценивать риски.
И еще у нас очень плохой Закон о защите прав потребителей. Может для потребителей он и хорош, но для поставщиков услуг — просто ужасен. Мы должны вернуть вам все деньги просто потому, что вы передумали куда-либо ехать. А мне их никто не вернет! И когда нас обвиняют в завышении цен на отели, никому не хочется подумать, почему мы их завышаем? Почему вы не возмущаетесь, когда какой-нибудь заграничный рент-э-кар показывает вам 2 разные цены и сообщает, что по меньшей стоимости вы должны оплатить машину прямо сейчас, и при отказе от бронирования последуют штрафные санкции? А если не хотите штрафных санкций, пожалуйста — есть более высокая цена. так же поступают и международные системы бронирования, тот же booking.com. Там обычно не нужно заранее оплачивать, но, если вы забронировали отель по невозвратному или штрафному тарифу, не сомневайтесь — деньги с вашей карты спишут обязательно.А с нашим законом выходит, что, если у меня есть 10 клиентов на тур, который стоит 100 рублей (и в них включена моя комиссия 10%), мне лучше продать его за 110 рублей, чтобы, если кто-то один откажется за день до начала тура, я смогла бы вернуть ему деньги. Если откажутся двое — я уже на грани убытка. Потому что туроператор мне ничего не вернет. Ибо у него со мной договор, в котором прописаны штрафы, а я по закону не имею права брать штрафы с клиентов.
Как же должно быть все устроено в туристической отрасли?
Мне кажется, примерно как-то так:
1. Я хочу открыть турагентство. Для этого мне нужно получить лицензию. Раньше, когда было лицензирование, на самом деле, если изъять из него коррупциогенную составляющую (которая существовала, я точно знаю), было все не так уж и плохо. Ведь что нужно для работы нового турагентства? Юридическое лицо, офис, компьютеры, программное обеспечение и люди, которые что-то понимают в российском туристическом рынке. Пожалуйста: покажите, что у вас есть юрлицо (предъявите Учредительный договор, Устав и т.п.), найдите офис, купите компьютер и поставьте на него лицензионное(!) программное обеспечение. Не ворованный виндоуз и ворд с экселем, а легальное все. Специальное туристическое ПО я не считаю необходимым. Теперь люди: покажите, что у вашего руководства есть стаж работы в туризме. Ну, хотя бы года три. Это дает шанс на то, что люди понимают, что делают. Ну и заплатить за лицензию что-то нужно. Не очень много, но и не так, чтобы чисто символически.
2. После получения лицензии заключаем договора с поставщиками туруслуг, даем рекламу и начинаем работать. Я не считаю целесообразным законодательно разделять участников туристического рынка на туроператоров и турагентов. Ну, если только считать оператором только того, что заранее оплачивает места в самолете и выкупает гостиничные номера на сезон. Если мы уберем операторские фингарантии, то такое разделение перестанет иметь смысл. Если турагентство в какой-то момент решает, что пора работать с иностранным партнером напрямую, оно открывает валютный счет и работает. По закону. Если турагентство решило, что необходимо купить билет с пересадкой у западной авиакомпании, а гостиницу взять из квоты мест российского туроператора плюс сделать клиенту доп. страховку от утери багажа, оно не должно называться туроператором (сейчас по закону это так: получается, что агентство сформировало турпродукт). Я считаю, что вместо фингарантий необходимо страховать каждый тур. Страховать тур должен конечный продавец этого тура, кто бы это ни был. Эта страховка должна срабатывать в тех случаях, когда тур отменяется или прерывается по вине турагента-туроператора-авиакомпании-гостиницы и т.д. Т.е. включать случаи внезапного банкротства. Тогда в случаях, подобных истории «Капитала» или «Ланты» нагрузка по выплатам ляжет на плечи разных страховщиков, и никто из них не надорвется. И не надо кричать, что «туры станут дороже». В Великобритании они с такой страховкой дороже на 4,5 фунта (менее 200 рублей). Ну или клиенту надо дать возможность отказаться от этой страховки, но тогда следует внести изменения в Закон о защите прав потребителей.
3. И таки да, необходимо изменить самое святое — Закон о защите прав потребителей. Туда нужно внести оговорку о возможности штрафных бронирований. Это даст гражданам возможность выбора: дешевле, но с риском или без риска, но дороже.

При соблюдении этих правил, мне кажется, спокойнее станет всем. Турагентства смогут безбоязненно работать и развиваться. Им все равно придется зорко анализировать рынок и не покупать турпродукт у кого попало, ибо страховая неминуемо увеличит размер взносов в случае чего. Это как с машинами: ездишь без аварий, имеешь одну ставку, если попадаешь в аварии — страховая начинает хотеть с тебя больше денег. Туристы будут спать спокойно на тему возможного банкротства кого бы то ни было. Они будут ответственнее подходить к моменту бронирования. Например, сначала согласовывать отпуск с руководством, а потом оплачивать его, а не наоборот. А государству будет радость от того, что законы соблюдаются.

Я мечтаю о невозможном?

А Ланте — сочувствую. Я не входила в клуб их фанатов, но мне кажется, они поступили относительно честно, закрывшись сейчас. Бизнес — это риск. Особенно в России.

1 comment to Ланта тур вояж…