Туроператор ITC.

Еще один туроператор — ITC — объявил о своих финансовых проблемах и предложил клиентам самостоятельно оплатить гостиницы. С тем, чтобы им потом деньги вернула страховая компания.

И снова те же грабли, и снова те же вопросы. Кому верить?  У кого бронировать, если, как говорят, все туроператоры в долгах, как в шелках? Турагент — не провидец и не может прозреть все. А отдуваться опять будут именно турагенты. Потому что клиент бронирует у нас, и ему не интересно, какие там договоренности у всех остальных между собой: у нас с туроператором, у туроператора со страховой, отелями и авиакомпаниями. И он от нас требует, чтобы мы ему предоставили своевременно оплаченный отдых. Который мы сами, кстати, тоже своевременно оплатили туроператору. А дальше бывает так: если турагент хочет сохранить свое лицо и этого туриста, он влезает в долги, берет кредиты и оплачивает все сам повторно. Дальше все тихо: клиент едет, а турагент расплачивается: вместо того, чтобы заработать свои стандартные 10%, он влез в убытки на 90% стоимости тура. Чтобы вернуть эти деньги, ему нужно отправить еще 9 таких же туров. И существует вероятность, что на каком-то из этих туров он опять «налетит», и дальше все по кругу. В какой-то момент турагент говорит: «Стоп. Теперь действуем по закону. Дорогой турист, я очень тебе сочувствую, но денег, чтобы за тебя заплатить, у меня нет. Я уже оплатил твой тур. Вот платежка. Мою комиссию, те самые 10% от стоимости тура, я тебе возвращаю. А остальное — требуй от туроператора, от страховой туроператора и т.д.» Обычно в такой ситуации турагент теряет этого туриста, но хотя бы не разоряет себя и свою семью. Плохо? Плохо. И первый случай — плохо, и второй тоже.

Нам говорят: вы же профессионалы, вы должны знать, с кем работать, а с кем нет. Да, мы профессионалы. Мы знаем в лицо все камни на побережьях, мы досконально изучили меню множества отелей, мы помним все возможные раскладки мест в любом самолете. И таки да, мы обычно имеем свой собственный рейтинг надежности туроператоров. Но как, скажите, мы можем знать заранее о приближающемся крахе очередной компании, если даже ее сотрудники (с которыми мы дружим) до последнего дня не в курсе. Если в курсе только хозяин и главный бухгалтер этого туроператора?

В тех условиях, которые сейчас сложились на российском туристическом рынке, никто не может знать ничего. Это ненормальная ситуация. А виноваты в ней не мы, турагенты, а власть. Опять наша коррумпированная, залоббированная, далекая от реальности власть. Это не мы отменяли лицензирование. Хотя, между нами, это было то еще выкачивание денег (я не о госпошлине, естественно). Но, теоретически, если бы тогда убрали каким-либо образом взяткобрательную компоненту в процессе лицензирования и ввели бы страхование каждого тура, наш рынок сейчас был бы ничем не хуже любого европейского. Но вместо этого было сделано другое. Отменили лицензирование. И добавили фингарантии для туроператоров. Итог: мелкие мошенники запросто открывают турагентства, собирают деньги и испаряются. Операторы же, полагаясь на то, что, если что, клиентам заплатит страховая компания, действуют все более рискованно. В результате происходят банкротства. А фингарантий в итоге просто не хватает на всех клиентов. Ну давайте введем их на миллиард рублей. Думаете поможет? Не поможет. Потому что средние (мелких уже не осталось) туроператоры не потянут страховые взносы. А крупные будут умирать с еще большим грохотом.

Теперь вернемся к туроператору ITC. Как известно, это туроператор по экзотическим направлениям (Куба, Доминикана, другие страны Карибского бассейна и Латинской Америки). Средний туроператор. Мне лично ни разу не доводилось с ними работать, не потому, что я им не доверяла, а просто раньше (больше 5 лет назад) мне как-то ближе были другие туроператоры по экзотике, а в последнее время (меньше 5 лет назад) все простые позиции (пакетные туры или несложные индивидуальные туры) стало выгоднее брать у крупных туроператоров, которые вышли на этот рынок (ТезТур, например). У этих крупных туроператоров — удобные и привычные нам по Турции системы бронирования. Поэтому и не было необходимости отправлять что-то на расчет в ITC. За сложными турами (которые не рассчитываются автоматически) я обращалась к другим туроператором. Это просто так сложилось. То есть чего-то отдельно отталкивающего меня от ITC не существовало. Просто звезды так повернулись.

Я думаю,  ITC и других туроператоров средней руки, давным-давно работающих на рынке экзотики очень сильно подкосил выход крупных туроператоров-массовиков, которые не в состоянии сделать штучный продукт, зато могут оптимизироватьстоимость просто за счет объемов.

Таким образом, как для меня сейчас могло бы выглядеть безопасное бронирование туров?
Массовый продукт — берем у крупных туроператоров, тут уж деваться некуда. Причем, ни в коем случае не связываемся с ранними бронированиями. «Дешевая рыбка — поганая юшка», говорила моя бабушка. Лучше заплатить чуть больше, но вернее.
А индивидуальный продукт надо бы бронировать напрямую: в международных системах бронирования, которым доверяем или (предпочтительнее) совсем напрямую у отелей, которые точно никуда не денутся. Потому что, если уж я перевела деньги в гостиницу, то я точно знаю, что туристов туда поселят.
Но работать так я не имею права! С тех самых пор. как отменили лицензирование и ввели фингарантии для туроператоров. Я, турагент, не имею права формировать турпродукт. Таков закон. А платить собственные деньги за туристов я право имею. И закрыться я тоже имею право. А хочешь бронировать напрямую — регистрируйся в реестре туроператоров и получай фингарантии. Но мне это не выгодно. У меня не такой большой поток клиентов, чтобы все это окупилось.
Что остается? Советовать клиентам бронироваться самостоятельно? Да я в результате часто так и делаю. Но заработать на этом ничего не могу.

Поэтому для сложных индивидуальных туров мне, похоже, осталась только одна схема работы. Государство мне ее оставило. Консультационные услуги. Я подбираю программу, отели, договариваюсь с принимающей стороной, с трансферами, билетами и всем остальным. Бронирую (или не бронирую — в зависимости от способа вашей оплаты в гостиницу). Получаю счета на ваше имя. Выдаю вам, и вы их оплачиваете. Или усаживаюсь с вами вместе за компьютером и бронирую при вас, а вы оплачиваете своей картой. Формирую ли я при этом тур? Вроде бы да. Но на самом деле нет. Договора с гостиницами-авиакомпаниями и другими — на ваше имя, а вы — физическое лицо, и имеете право сформировать себе тур самостоятельно. И, кстати, мне кажется, фиксированная комиссия 10% от полной стоимости тура здесь не уместна. Комиссия должна зависеть от количества моей работы. Что-то как у мастеров по ремонту бытовой техники: подкручивание гайки — 100 руб., полный разбор устройства — 1000 руб., сборка устройства после ремонта — 100 руб. и т.д.
Вот стандартизовать цены на эти услуги каким-либо образом мне пока сложно. Будут какие-то предложения?

 

Comments are closed.