Черный август российского туризма

Ну-с, дамы и господа, свершилось. Точнее, вершится прямо на наших глазах. Подобных событий российский туристический рынок не знал никогда. Давайте подумаем, почему так. В «кровавые девяностые» были, конечно, мелкие «кидки» от псевдо-турагентств, исчезавших с деньгами туристов. В те времена та же «Нева», та же «Ланта» и другие туроператоры динамично развивались. В «лихие 90-е» стоимость всего туристического рынка России была невелика, так что государство закрывало глаза на некоторые не совсем законные методы работы туристических компаний. В начале 2000-х все еще действовал 5%-ный налог с продаж, очень сильно осложнявший турагентствам выход в белую зону ведения бизнеса. Так что все работали как получится, платили немножко налогов, но не перенапрягались. Деньги за туры иностранным партнерам в буквальном смысле возили чемоданами… Для того, чтобы работать в туризме, тогда ничего не требовалось: открывай фирму и работай. Отсюда и проблемы: порой агентства исчезали с деньгами туристов.

Государство задумалось, как бы защитить потребителей, и первой мерой был ввод лицензий: турагентсткой и туроператорской. Они стоили не очень дорого. Для того, чтобы стать турагентством, фирма должна была предъявить несложный список документов. И чуть посложнее — чтобы стать туроператором: в штате должно было быть не менее 7 человек, руководитель должен был показать некий диплом о туристическом образовании и т.д.  Все, кто хотел, получали эти лицензии без труда.
Периодически турфирмы банкротились: кто по-тихому уходил, закрыв все заявки и прекратив прием новых; кто-то загонял себя в тупик и закрывался с шумом; было даже одно самоубийство, которое некоторые наблюдатели связывают с героем нынешних событий.
«Нехорошие» туристические банкротства затрагивали отдых сотен туристов, с которых местные отели порой пытались требовать оплату за проживание. Вывозить туристов домой приходилось как получится: где-то авиакомпании и консолидаторы рейсов брали на себя обязательства по их вывозу, а некоторым приходилось самостоятельно покупать обратный билет. Те же, кто еще не успел поехать на отдых, просто никуда не летели, если только их турагент или они сами не оплачивали повторно забронированный тур.

С 2007 года лицензии были отменены, до этого была введена упрощенная система бухучета для небольших фирм, отменен налог с продаж, что существенно обелило туристическую бухгалтерию.
И все бы было хорошо, если бы не банкротства операторов. Которых, кстати, до 2010 года было не так много. Тем не менее, государство решило турбизнес отрегулировать. Были внесены изменения в Закон о туризме, которые разграничили деятельность туроператоров и турагентств, причем появилось еще понятие «туроператор по внутреннему туризму». Турагентством по-прежнему могла стать любая фирма. Но продавать турпродукт она имела право только через туроператора. То есть купить туристу билет напрямую в авиакомпании, забронировать гостиницу через иностранного партнера и добавить в тур экскурсии от иностранной принимающей стороны турагент не может. И даже сделать все то же самое через разные российские фирмы тоже не может. Это может делать только туроператор. Все, что может турагент — это работать посредником между туроператором и туристом, продавая сформированные туроператором пакеты. А что же делать, если турист захотел что-то нестандартное, и сделать это можно только самостоятельно? Либо ничего не делать, либо становиться туроператором.

Итак, что такое туроператор? Если в двух словах, то туроператором является туристическая фирма, которая внесена в государственный реестр туроператоров (т.е. фактически это лицензия на туроператорскую деятельность). А чтобы в этот реестр попасть, нужно иметь фингарантии. Фингарантии — это договор со страховой компанией или банком, которые обязуются возместить туристам средства, уплаченные за туры, в случае неисполнения туроператором своих обязательств. За введение фингарантий, насколько помнится, очень ратовали господа Бельтюковы из Капитал-тура. Согласитесь, хорошая схема: вы отнесли оплату за тур в турагентство, турагентство оплатило тур туроператору, а туроператор взял и разорился. В этом случае вы идете в страховую компанию или банк, и они выдают вам ваши деньги обратно. Банки быстро выпали из этой схемы. Оказалось, что в банк нужно отнести депозит в размере всей суммы фингарантий, т.е. вывести эти средства из оборота, что совершенно неприемлемо для любого туроператора. Со страховыми было попроще. Они разработали договора страхования, согласно которым туроператорский риск страховался на необходимую сумму за определенный небольшой процент. Процент небольшой, но даже его простым турагентствам, пару раз в год формирующим туры самостоятельно, а в остальное время продающим пакеты, платить было невыгодно. Так что маленькие как-то сами решали свои проблемы, а большие платили. В соответствии с тогдашними реалиями был принят размер суммы фингарантий, которыми должен был обладать туроператор. Все шло неплохо. В случаях банкротств сумма делилась пропорционально между всеми туристами, и они получали обратно если не все, то существенную часть от стоимости своих туров.

И вдруг в ноябре 2010 года случился Капитал-тур. Было ли это хитрое мошенничество владельцев или несчастное стечение обстоятельств, которое заставило их внезапно закрыть бизнес, оставив за бортом уже не сотни, а тысячи туристов, аналитики спорят до сих пор. Факт остается фактом: финансовая ответственность туроператора оказалась застрахована в страховой компании, название которой наводило на ассоциацию с именем владелицы Капитал-тура, и эта страховая через недолгое время тоже неожиданно обанкротилась. Никто никаких денег не получил. Кроме того, возникла проблема вывоза обманутых туристов, которые уже находились на отдыхе в момент падения Капитал-тура. Их было так много, что пришлось государству в приказном порядке заставлять авиакомпании вывозить этих туристов за свой счет. Вывезли и призадумались. Сначала увеличили размеры фингарантий. Сильно.

Потом обанкротилась «Ланта». Подумали-подумали и решили, что на такие случаи нужно скидываться всем туроператорским миром. И была образована организация «Турпомощь». Всех туроператоров обязали сдать в Турпомощь по 100 тыс. руб. А в последующие годы нужно сдавать ежегодно некий процент от оборота: большие туроператоры платят много, маленькие мало, так что справедливость торжествует. Идея прекрасная: теперь у государства не должна болеть голова о вывозе застрявших туристов, всех вывезет Турпомощь на собранные средства. Вот только совсем недавно, после приостановки деятельности турфирмы «Нева», выяснилось, что этот туроператор и повторно внес в Турпомощь всего 100 тыс. руб. Во всяком случае, такие разговоры ходили. А это как-то не совсем честно… Более того, финансовая ответственность туроператора оказалась застрахована в маленькой страховой компании «Восхождение», которая, как теперь уже всем стало понятно, не сможет выплатить туристам «Невы» совсем ничего. Да и вообще, за последний год я заметила, что все крупные и средние старые туроператоры оказались вдруг застрахованы в каких-то страховых компаниях «третьего эшелона». Почему так? Да просто потому что крупные известные страховые компании не хотят рисковать. Они и так неплохо зарабатывают, без фингарантий. Все уже поняли, что разоряются любые, даже самые крупные туроператоры, а значит овчинка не стоит выделки.

Это уже говорит нам о том, что устройство российского туризма — в корне не верное и не правильное. С какого момента стали с треском падать большие известные туроператоры? С момента введения фингарантий. А почему? Да потому что поняли, что им ничего не грозит, и можно бездумно наращивать объемы. Не справился — ну ничего страшного, фингарантии-то есть. И ничего если эти фингарантии чисто символические… Значит кто виноват? Тот, кто принял эти поправки к закону, я полагаю. Давайте пока будем считать, что эти люди искренне ошиблись, а не поддались на давление туроператорского лобби. Несмотря на то, что в этом случае возникает вопрос о компетенции законодателей, давайте все-таки попросим их теперь как-то исправить ошибки.

Совершенно необходимо отменить фингарантии, которые являются сейчас просто филькиной грамотой и никому ничего не гарантируют. Нужно жестко следить за деятельностью ассоциации «Турпомощь», у которой почему-то постоянно не хватает средств на вывоз туристов, и их в результате вывозят туроператоры. Почему мелкие и крупные туроператоры платят одинаковый взнос в Турпомощь? Если так записано в законе — надо менять закон. Если Турпомощь просто закрывает на это глаза — надо менять руководство Турпомощи. И вообще, может быть просто привязать взнос в Турпомощь к каждому туру? Или просто отменить эту несчастную Турпомощь? Ведь когда турист покупает билет на регулярный рейс, а авиакомпания вдруг разоряется, никакая Турпомощь все равно не может ему помочь. Пусть уже каждый добровольно страхует свои риски в страховой компании. Не захотел страховать — пеняй на себя и оплачивай свой вылет на родину сам.

Теперь о фингарантиях. Мне до сих пор непонятно, почему нельзя страховать от недобросовестных действий туроператора каждый тур. Добровольно. Пришел в турагентство, купил путевку и тут же застраховался за 100-200 руб., в зависимости от стоимости тура. Или сам пошел в страховую и сделал страховку. Не захотел страховаться — дело хозяйское. В случае чего винить будет некого, кроме себя. Только необходимо, чтобы страховые компании разработали соответствующие программы.

А государство и не должно ни за кого отвечать. Государство должно подключаться только в случаях стихийных бедствий, войн-революций, эпидемий и т.п.

Comments are closed.